Приветствую Вас Гость | RSS

Радио и ТВ Новосибирска

Пятница, 29.03.2024, 12:59
Главная » Статьи » Мои статьи

История новосибирского телевидения. Глава 1 (1950-1960-е годы)
Вторая половина 20 столетия. Россия вступила в эпоху развития телевидения. Новосибирск – город передовых технологий, один из центров научной мысли страны с середины 1950-х годов в числе прочих включается в работу по созданию нового технического чуда. Первые опытные телепередачи горожане увидели с экранов еще не совершенных, но уже популярных телевизоров – «КВН-49», «Темпов», «Рекордов», причем счастливых владельцев таких аппаратов было чуть больше сотни. Однако чудо XX века притягивало к себе внимание тысяч потенциальных телезрителей.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 года за № 863 о создании государственных телестудий на востоке страны 15 декабря того же года министр связи РСФСР А. Черенков подписывает приказ № 26 о строительстве типового телецентра в Новосибирске. Телецентр был серии 410, которая обозначала площадь главного павильона телевизионной студии. Следует сказать, что немногие города России могли иметь такой павильон. Чаще строились типовые павильоны на 100, реже 200 или 3000 кв. м.
Строительство началось с монтажа телевизионной вышки. К тому времени уже работал завод спецметаллоконструкций, который производил из труб различного диаметра сегментарные элементы типовой телевизионной вышки. Благодаря уникальной конструкции из этих элементов можно было смонтировать антенную мачту любой необходимой высоты. Дело в том, что одновременно по всей стране началось строительство протяженных радиорелейных линий. Вот для многочисленных опор ретрансляционных вышек и потребовалось иметь возможность собрать как высокую, так и низкую конструкции, смотря по рельефу местности.
Строительство Новосибирского телецентра велось в течение двух лет на высоком берегу Оби на пустыре 54-го квартала Кировского района и к лету 1957 года мачта телевизионного центра (высотой 180 м и радиусом действия 80-1000 км) была построена и сдана в эксплуатацию.
Несколькими месяцами раньше 15 апреля 1957 года министр культуры СССР Н. Михайлов подписал приказ № 235 об организации студии телевидения в Новосибирске. 7 августа 1957 года Новосибирская студия телевидения (НСТ) официально начала свою работу. В этот день владельцы телевизионных приемников Новосибирска увидели первую передачу из недостроенного павильона, из маленькой, размером всего 53 кв.м., студии. Первый диктор телестудии - Л. Т. Луцко - голосом красивого сочного тембра торжественно возвестила о начале телевизионной эпохи в Новосибирске, объявив: «В эфире – Новосибирская студия телевидения!» В тот день вместе с ней работали первопроходцы: редактор Б. Ф. Иванников, ассистент режиссера Н. К. Видякина, звукорежиссер А. А. Чукавин, телеоператор М. М. Мазур, видеоинженер В. Г. Распутин, техник М. И. Чубукин, начальник РТЦ И. Шестаков, киномеханик В. А. Гредникова. Руководителем созданной студии был Г. И. Казарновский.
Работая первым диктором НСТ Г.И. Казарновский начинал, по сути дела, на пустом месте. За короткое время он оказал большое влияние на облик и содержание телевизионных передач, приступил к созданию и стал родоначальником коллектива, в котором впоследствии выросли известные специалисты: В.Н. Гнедков, В.М. Гранат, М.Л. Ларкин, А.И. Летинская, А.Л. Сикорук, Е.В. Стригун, Г.А. Целищева и др.
Проявляя кипучую организационную деятельность, он очень много сделал для развития местного телевидения. Партийная организация НСТ характеризовала его как очень жадного на работу опытного руководителя: «он может одновременно говорить с тремя, пятью товарищами». Его кабинет часто похож на страшное судилище, а сам судья на беспощадного оратора с могучим голосовыми связками. Казарновский – остроумный человек и дальновидный руководитель. Он может зажечь людей идеей и добиться ее претворения в жизнь».
Осень 1957 года стала для всех работников телевидения временем большой напряженной творческой работы. Первая программа только что вступившего в строй телецентра длилась 2 часа 14 минут. Владельцы телевизионных приемников в Новосибирске смогли увидеть транслировавшиеся документальные фильмы «Путешествие по Швеции», «Из Рима в Милан» и художественный фильм «Весной». Так началось регулярное телевещание. 14 сентября 1957 года состоялась первая студийная передача «Говорящие книжки», адресованная детям (режиссер. В. В. Кузьмин). На следующий день вышел первый номер печатной программы НСТ. Поначалу он развозился по киоскам Союзпечати самими работниками студии. Вещая по 5 дней в неделю, только в октябрь месяц было выдано в эфир 11 собственных, оригинальных передач. Продолжительность ежедневной программы составляла 2-2,5 часа. В следующем месяце новосибирские зрители смотрели передачи уже 6 раз в неделю.
Ни одна студия страны не начинала свою деятельность с таким напряжением в подготовке достаточно ощутимого объема передач при минимуме технических средств, которыми располагал телецентр. Несмотря на значительно выросший к тому времени коллектив индивидуальная нагрузка на каждого работника оставалась очень большой. В ноябре 1957 года в эфире уже транслировалась 21 передача собственного производства: («Сибиряки-гварцейцы», «Живой крокодил», цикл передач «У карты Сибири»). В это же время состоялся дебют «первый опыт» собственного кинопроизводства – внимания телезрителей была представлена 17 минутная передача о торжественном заседании в оперном театре, военном параде и демонстрации трудящихся в честь 40-й годовщины Октябрьской революции. Спустя полгода, 1 мая 1958 года оперативно в тот же день был снят, смонтирован и показан репортаж о праздновании Международного дня солидарности трудящихся.
Первый год работы в жизни НСТ был временем яркого творческого энтузиазма, надежд и неустанной плодотворной работы и учебы. Учились, перенимали опыт и технические и творческие работники у коллег с радио, из театров не только Новосибирска, но и из других городов. Все было тогда захватывающе интересным и в то же время достаточно непростым: первые заставки и выступления, первые концерты и спектакли, работа с телекамерой и телевизионный монтаж, первая киносъемка и кинорепортажи. 21 октября 1957 года состоялась первая передача «Улица Бориса Богаткова» с участием актеров новосибирских театров. 28 октября 1957 года в передаче «Наш город» впервые были использованы собственные киносъемки. 9 ноября 1957 года - подготовлен собственный кинорепортаж о праздновании в Новосибирске 40-й годовщины Октябрьской революции, а 1 мая 1958 года репортаж о праздновании Международного Дня солидарности трудящихся был впервые оперативно показан в этот же день. 8 декабря 1957 года - показан театральный спектакль. В декабре 1957 года с экранов новосибирских телевизоров исчез титр «Опытная программа». К концу 1957 года в репертуаре Новосибирской телестудии появились помимо прокатных фильмов – киноконцерты, а также передачи, посвященные различным вопросам науки, техники и культуры. К этому времени студия стала получать киноматериалы, тиражируемые Центральным телевидением.
Вместе с тем процесс создания собственных передач сдерживался трудностями, прежде всего материально-технического характера. Осуществить задуманное режиссерами не позволяли не только имевшаяся в наличии неподвижная телевизионная камера, но и зачастую размеры павильона. Поначалу кинокамеру арендовали у института «Кузбассгипрошахт». Видеоряд состоял в основном их фотографий. Дикторы, для того чтобы их показать крупным планом, должны были сами подойти к камере. Выступления вокалистов записывали на магнитную ленту в Радиокомитете, и уже после этого артист под фонограмму пел с телеэкрана.
При той технической оснащенности студии и стопроцентной неопытности ее работников энтузиазм и горячая влюбленность в телевидение была, пожалуй, самыми необходимыми качествами для успеха такого дела. На студию пришли люди самых разных профессий: педагоги, инженеры, геологи, архитекторы, бывшие школьники и студенты – все те, кто составил костяк будущего коллектива профессионалов, людей, одними из первых почувствовавших необыкновенную значимость телевидения, угадав и полюбив ее.
Почти никто на телевидении не имел специальной подготовки. Азы теоретических и практических знаний постигали все: «без отрыва от производства» во ВГИКе, ленинградском институте театра, музыки и кино, ГИТИСе, различных специальных курсах. Учила и сама телевизионная повседневность, практика, которая проходила каждый день, причем буквально на глазах у самих телезрителей.
С каждым годом все более разнообразнее становились программы и совершенней техника. 7 ноября 1958 года ознаменовалось началом работы большой студии ТВ. Был выдан в эфир первый спектакль – «Черноморцы» в исполнении артистов театра «Красный факел». Большой студийный павильон стал незаменимой площадкой для всех телевизионных спектаклей. Премьера телеспектакля «Травинка» по пьесе новосибирской писательницы Е.Коронатовой состоялась в октябре 1959 года. Это была первая серьезная работа молодого режиссера В.Гнедкова. В том же году телецентр приобрел первую передвижную телевизионную станцию (ПТС), с помощью которой в декабре 1959 года новосибирские телезрители впервые увидели прямую трансляцию спортивного матча и спектакля непосредственно из театра. Транслировались «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского в постановке «Красного факела». В 1964 году появилась техническая возможность записывать передачи на пленку. Одновременно расширялся радиус зоны уверенного приема телевещания. Более широко применялись радиорелейные линии связи. Велось интенсивное строительство ретрансляторов в районных центрах области. В 1965 году инженерно-технические работники НСТ первыми в Сибири освоили процесс видеозаписи.
В годы становления новосибирского телевидения первым главным редактором утвержден В.И. Валентик, главным режиссером – В.В. Кузьмин (по совместительству – главный режиссер ТЮЗа), Е.В. Стригун – один из сценаристов художетвенных передач студии, стал первым новосибирским работником телевидения, принятым в Союз журналистов. Звания «Заслуженный работник культуры» в 1971 году удостоен режиссер НСТ В.Н. Гнедков, а кинооператор С.Д. Чавчавадзе, выпускник ВГИКа, получил звание «Заслуженный деятель искусств России».
В 1959 году, созданную за два года до этого, НСТ возглавил Г.Н. Шляк. Находясь в этой должности четверть века, создавая ее редакции, выстраивая сетку вещания, организовывая и отстаивая ее новые передачи в различных руководящих инстанциях, сплачивая профессиональный творческий коллектив, привлекая в него перспективных работников из среды журналистов, писателей, творческой интеллигенции и т.п., он, по сути, сформировал облик новосибирского телевидения на долгие годы, став одним из ее наиболее уважаемых, авторитетных руководителей.
За годы его руководства выросли профессиональные кадры, сформировалось ядро основных специальностей: редакторы, режиссеры, операторы. Вот имена некоторых из них: главный редактор общественно-политического вещания в 1960-1970-ее годы - Н.Г. Угренинов, редактор сельскохозяйственных передач – И.А. Малеев, супруги З.В. и В.И. Беспаловы – главный редактор литературно-драматических передач и главный режиссер студии телевидения; ведущие режиссеры Д.А. Карманов, Т.В. Боброва, В.М. Гранат, К.М. Долгин, В.Ф. Сюмаков, редакторы информации: М.И. Головин, В.В. Вершинин, И.Н. Соснин (собкор ЦТ по Новосибирску и области); главный редактор художественного вещания – Л.М. Ведищева, автор, режиссер и ведущий популярной в 1960-е годы сатирической передачи молодежной редакции ТВ «Сию минуту» - В.И. Суховерков, телеоператоры В.С. Халин, С.А. Гусельников, М.Л. Ларкин, В.Д. Савченко, А.А. Руднев, кинооператоры С.Д. Чавчавадзе, Г.П. Распевин, А.Б. Казанчевский, П.В. Сиднев, известные журналисты: К.А. Карамнова - ведущая программы «Зеркало», В.К. Марсаков – автор программы «Проселки», В.П. Котельников – автор и ведущий программы «Акцент», инженеры: В.Г. Распутин, Э.П. Булдаков, В.И. Духовников, Л.М. Жаркова и многие другие. Большой известностью пользовались дикторы: Л.Т. Луцко, Г.А. Целищева, Е.А. Батурина, Б.Д. Барышников, В.М. Гуляев.

В 1959 году вышло постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения», где в числе первоочередных задач Госкомитету по радиовещанию и телевидения было поручено создать при нескольких крупных телевизионных студиях страны подразделения «Телефильм». На базе НСТ возникло творческое объединение деятелей телевизионного кино, позднее получившее название «Новосибирсктелефильм».
Начало истории новой студии было непростым. По сути, «Новосибирсктелефильм» зародился в небольшой киногруппе при студии телевидения. Острой была проблема кадров. Не хватало кинооператоров, режиссеров. Приглашали молодежь со всех концов страны, некоторые пришли с телевидения. Поначалу киногруппа состояла всего из двух человек, но впоследствии включала в себя Главную редакцию фильмопроизводства и цех обработки пленки Новосибирского комитета по телевидению и радиовещанию. Основателей будущей крупнейшей за Уралом киностудии стал энтузиаст своего дела, талантливый администратор и не менее способный творческий работник, редактор и автор многочисленных сценариев А.В. Зельманов. Благодаря его усилиям и организаторским способностям, за первое десятилетие небольшая киногруппа выросла в большую редакцию кинопроизводства численностью в 60 человек. Оснащение группы специальной техникой и создание собственного цеха обработки пленки позволили ей за первый десяток лет выпустить тринадцать художественных и более шестидесяти научно-популярных и документальных фильмов.
В 1960-е годы по инициативе А.В. Зельманова рядом со зданием телецентра построен крупнейший на востоке страны телевизионный кинокомплекс. В 1970 году новосибирские телекиноматографисты переехали в новое специально для них построенное здание. В этом же году они первыми в Сибири стали выпускать свои фильмы в цвете. А еще через два киностудия получила право начинать каждый свой фильм с титра «Новосибирсктелефильм». Принятое в обиходе название стало официальным именем новосибирского телекино, под ним вошло в историю кинематографа города и страны. Сегодня на территории студии высятся красавицы голубые ели - когда-то А. Зельманов настоял посадить крохотные саженцы перед крыльцом «Новосибирсктелефильма».
За первые 10 лет существования студия выпустила 13 художественных и 61 научно-популярный и документальный фильм. Первые фильмы начинающих кинематографистов стали заметным явлением, многие из них были отмечены почетными дипломами Комитета по радиовещанию и телевидению при совете Министров СССР и Союза кинематографистов: «Сказки правды», «Судьба портрета», «Сибиряки работают по-новому», «Этих дней не смолкнет слава» и др. Фильм «Не потеряйте знамя» (авторы сценария А. Зельманов, Ю. Малашин, режиссер В Гнедков) в апреле 1969 года получил диплом III Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов. Поначалу усилия молодых режиссеров и операторов сосредотачивались в основном на производстве художественных фильмов: «Последний» (1960), «Двое в пути», «Лунные стада», «Короткое затишье» (1961), «Четвертый» (1962), «Враги» (1963) и др. Новаторство спектакля «Лунные стада» (режиссер А.Гомон) состояло в том, что автору инсценировки удалось добиться соединения театральных и кинематографических принципов организации драматического материала. Одновременно велись съемки и документального кино. Со временем акценты сменились. Основное внимание стало уделяться производству документальных и научно-популярных картин. Только за последующие десятилетия было отснято 180 фильмов (из них 23 художественных).
Киноленты, созданные на Новосибирском телевидении, демонстрировались на союзном экране, лучшие покупались зарубежными киностудиями. Режиссеры, операторы, авторы, работавшие здесь, не раз занимали ведущие места на всесоюзных, всероссийских, локальных и международных фестивалях, смотрах и конкурсах. Многие из них приобрели широкую известность в стране. Среди них: заслуженный деятель искусств России, режиссер и сценарист Ю.Н. Малашин, заслуженный деятель искусств России, режиссер документального кино В.В. Соломин, заслуженный деятель искусств России, режиссер Л.Л. Сикорук, заслуженный деятель искусств, кинооператор С.Д. Чавчавадзе, заслуженный деятель искусств, кинооператор Б.Б. Травкин, заслуженный работник культуры, режиссер В.Н. Гнедков, заслуженный работник культуры, звукорежиссер В.Г. Пугачев, редакторы-сценаристы Ю.А. Мирошниченко, В.А. Ватолин, А.Ф. Косенков, режиссеры В.М. Гранат, Д.А. Комаков, Д.К. Гюнтер, ведущие теле- и кинооператоры Н. Мелехов, Г.П. Распевин, А.А. Руднев, О.Г. Максимов, Л. Казавчинский, Г.И. Седов, П.В. Сиднев и многие другие. А заслуженный деятель искусств России, режиссер, лауреат Государственной премии РФ Ю.А. Шиллер был назван в числе двадцати лучших режиссеров-документалистов мира.
Творческий коллектив кинематографистов стал одним из ведущих в системе кинопроизводства Гостелерадио СССР. Студию числили в тройке лучших в стране, вместе с московской и ленинградской. В прессе появился термин «новосибирская школа кинодокументалистики» - свидетельство высокой репутации в среде киноведческой и зрительский телевизионной общественности. Все, что выпускалось новосибирским кинопроизводством под собственной маркой, транслировалось по Центральному телевидению. Подобным правом показа обладала далеко не каждая киностудия в стране. Самые интересные работы показывали не по одному разу. Так, кинорежиссер Виталий Гоннов вспоминает - его игровой фильм «Вера и Федор» так полюбили в Риге, что показали раз пять-шесть. Этот фильм примечателен еще тем, что в нем дебютировал народный артист России Александр Абдулов. Фотографию его, 19-летнего студента ГИТИСа, Гоннов нашел в мосфильмовской актерской картотеке.
За время существования киностудией выпущено более 500 телефильмов, из них более 100 стали лауреатами конкурсов различных уровней: он зональных до международных. Большая часть картин: документальных (географо-этнографических, фильмов-портретов), научно-популярных, игровых и музыкальных составила золотой фонд российской телекинематографии.
Социальная катастрофа 90-х годов в России стала причиной закрытия многих культурных учреждений в стране. В их числе оказался и «Новосибирсктелефильм». Государственное финансирование отсутствовало, а ГТРК «Новосибирск» была не в состоянии содержать дорогостоящее производство. В 1995 году киностудия была официально закрыта. Часть сотрудников перешла на студию телевидения, большинство отправилось в «свободное плавание». Оборудование отправили в утиль. Большая часть фильмов сегодня хранится в архиве Новосибирской студии телевидения.
Одной из первых на Новосибирском телевидении, в феврале 1959 года организована редакция для детей и юношества (старый редактор З.Ф. Мутилина). По тем временам она являлась самой большой по численности (4 редактора, 2 режиссера, 2 ассистента режиссера, 2 помощника режиссера). Ее первые редакторы З. Мутилина, Л. Ведищева, И. Виноградова, режиссеры Н. Видякина, В. Гнедков, В. Гранат, Д. Гюнтер, Н. Кузовенкова, Л. Яровенко, Р. Копытова следовали принципу: «Для детей надо все делать так же, как и для взрослых, только лучше!» Воплощали задуманное ими, находили оригинальное изобразительно-смысловое решение телеоператоры В. Халин, С. Гусельников, М. Ларкин, Н. Лещев, кинооператоры П. Сиднев, В. Мамонтов, Т. Ичетовкин, звукорежиссер О. Краснов. В авторском активе редакции числились известные новосибирские писатели: Ю. Сальников, Ю. Магалиф, Н. Осинин, В. Михеев. Долгие годы (1959-1989) детской передаче Новосибирского телевидения отводилась особая роль. Она продолжала оставаться самой крупной на НСТ.
Создание детской редакции совпало с крупнейшим событием новосибирского телевидения: закончились пробные передачи телецентра и началось постоянное эфирное вещание. Передачи для дошкольников, пионеров, старшеклассников, учащихся профессионально-технических училищ (ПТУ) выходили в два, а впоследствии по три раза в день продолжительностью по 15-30 минут. В итоге в месяц телевидение вещало для детей по 10-12 часов. В эфире транслировались спектакли, концерты, выпуски программ на самые разные темы с элементами постановки, с участием детей и актеров.
Детское вещание привлекало внимание телевизионной аудитории совершенно разных возрастов. Самые маленькие телезрители росли вместе со своими любимыми героями: Телевичком, Буратино, Мурзилкой, Чебурашкой, Алешей Кисточникоым и Сеней Книжечкиным, рожденными и прожившими долгую жизнь на экранах новосибирского телевидения. Для создания детских программ привлекались лучшие артисты, композиторы, художники и ученые города. В передачах участвовали народные и заслуженные артисты РСФСР и советского Союза: А. Мовчан, В. Орлов, А. Гаршина, Е. Лемешонок, В. Лелеп, Э. Гарина, Г, Аверьянова, С. Лавров, И. Петрова, В. Соколов, А. Маклаков, а самым первым Буратино была заслуженная артистка РСФСР А. Смирнова. В передаче «Малышка» появлялись детские любимцы – дикторы: тетя Галя (Г. Целищева), тетя Лена (Е. Батурина), дядя Боря (Б. Барышников), а также маленькая девочка Настя (сейчас собственный корреспондент НТВ А.П. Журавлева). В передачах «Рассыпушки» и «Дважды два - четыре» в качестве актеров-исполнителей и ведущих принимали участие дети. Часто в роли Мюнхгаузена выступал Алеша Самолетов (ныне корреспондент «Вестей» в Москве).
Не одно поколение детей выросло на передачах для самых маленьких: «Мурзилка и его друзья», «Малышка», «Путешествие в страну Веселых человечков», «Звонок на урок», «Жили-были две подружки». Большой популярностью у маленьких пользовалась серия телевизионных фильмов «Физика для малышей» (автор, режиссер, оператор и ведущий Л.Л. Сикорук). Вслед за первым в истории отечественного телевидения научно-популярного сериала, последовали «Геометрия для малышей», «Астрономия для малышей», «Мир музыки – детям». Фильмы Л.Л. Сикорука снятые на Новосибирской студии телевидения, смотрели не только жители СССР, но и телезрители 70 стран мира.
Для школьников транслировался цикл передач «Мы на марше» (о соревновании пионерских отрядов школ города), «Ежели вы вежливы» (о том, как научиться вежливости с ведущим и старухой Шапокляк (артистка И. Петрова) с детьми Сашей Агабековым и Лерой Капелевой, «Гори, костер» (об отдыхе детей в пионерских лагерях), «Сельские встречи» (о делах школьников и взрослых области), «Полный вперед» (соревнование на смекалку, умения среди двух команд), «Телевизионный стадион» (советы известных спортсменов А. Тихонова, В, Маматова, А. Тарасова).
В передаче для старшеклассников «Ровесники» (ред. А.Ведищева, ведущий писатель И. Фоняков) участвовали школьники, учащиеся профессионально-технических училищ, писатели А. Никульков, Е. Сатрун, артист А. Салоницин, художники. К беседе с ребятами о том, куда пойти учиться приглашались ректоры новосибирских вузов, преподаватели, выпускники, учащиеся.
Передача «Клуб юных техников» (КЮТ, ред. И. Виноградова, ведущие М. Шолохов, М. Ларкин) учила детей собирать радиоприемники, делать машины, строить самолеты, а с помощью мастера спорта СССР, доктора физико-математических наук И. Гилинского – играть в шахматы.
Одна из интереснейших и оригинальных передач для детей – «Путь в науку» появилась по инициативе академика М.А. Лаврентьева. Ученые рассказывал юным телезрителям о себе, жизненном выборе пути, отвечал на их письма. Активное участие в ней принимали научные сотрудники СО АН СССР, академики Г.С. Мигиренко, Е.Н. Мешалкин, С.Т. Беляев, Д.К. Беляев, А.Л. Янишин и многие другие. Новосибирские телезрители были в курсе всех новинок очередного театрального сезона, обязательно транслировались все новые спектакли театра юного зрителя (ТЮЗ), кукольного театра. Для детей ежегодно выдавались в эфир концерты учащихся хореографического училища, музыкальных школ, клуба имени Попова, соревнования юных хоккеистов «Золотая шайба».
Детская редакция НСТ занимала третье место среди подобного вещания после Москвы и Ленинграда. Первые телефильмы НСТ: «Сказки правды» на стихи Д. Родари (автор В. Беспалов, реж. В. Гнедков, ред. З. Мутилина), «Так держать» (Е. Стригун, Н. Видякина, З. Мутилина), «Мы ходили к луне» (Г. Распевин, И. Виноградова, Н. Видякина) и другие были удостоены дипломами и грамотами Гостелерадиокомитета СССР, растиражированы по всем студиям страны.
Телеспектакль «Тайна покинутого корабля» (В. Кузьмин, Н. Видякина, З. Мутилина, диктор Л. Луцко, главный телеоператор В. Халин) был показан по центральному телевидению и отмечен как лучшая работа для детей 1962 года. В командировку на представление этого спектакля в Москве было отправлено 13 человек: постановочная группа и ведущие актеры ТЮЗа (А. Мовчан, А. Гариша, Е. Лемешонок, В. Орлов и др.).
Многие передачи, такие как «Алые паруса», «Старшеклассники», «На разных меридианах», (ред. Л. Ведищева, реж. Н. Видякина), «Путь в науку», «Клуб юных техников» (ред. И. Виноградова, реж. Яровенко, Н. Видякина), вошла в золотой фонд Новосибирского телевидения.
Ежедневно из тысяч голубых экранов НСТ показывала интересных собеседников, учила детей, заботилась о кругозоре и осведомленности горожан и просто развлекала телезрителей в часы досуга. Из года в год возрастал объем вещания для детей, молодежи и взрослых. Программа каждого вещательного дня включала общественно-политические, музыкальные, литературные и драматические передачи.
К 1962 году в рамках политического вещания на НСТ организуются редакции: пропаганды и науки, сельскохозяйственных передач, «Последних известий», редакция промышленности и строительства, редакция передач для молодежи. Каждая редакция выходила в эфир со своими программами, своими темами, проблемами, по-своему устанавливая контакты со зрителями. «Школа передового опыта животноводов», «Хозяйственная реформа в действии», «Спортивное обозрение», «КЮТ. Занятия секции радиолюбителей», «Международный комментарий», «Сокровища мирового искусства», «Вести из школ», учебные программы – вот далеко неполный перечень рубрик передач НСТ середины 1960-х годов.
В редакции пропаганды и науки поначалу работало 9 человек, возглавлял ее Н.Г. Угренинов. Тематика основных передач редакции пропаганды и науки была рекомендована отделом пропаганды ЦК КПСС. Поначалу передачи из студии шли сразу же шли в эфир. По воспоминаниям журналистов редакции «существовал четкий сценарий передачи, который разрешался для выхода в эфир цензором, диктором студии, главным редактором. В сценариях были расписаны все предполагаемые тексты участников, все реплики и комментарии диктора. За чистотой, правильностью и идеологической выдержанностью речи в эфире следили неукоснительно…». Регулярно в эфир выходили телевизионные журналы «Блокнот агитатора», «Календарь знаменательных дат» и «Ученые Сибири – сельскому хозяйству». Но даже при жестком идеологическом контроле работников НСТ стремились разнообразить «обязаловки», сделать их интересными для телезрителя.
Созданная в 1962 году редакция промышленности, строительства и транспорта (4 человека, ст. ред. В. С. Фролов, затем А.А. Фабричный), выпускала передачу «Межзаводская школа по обмену опытом». Высокие профессиональные качества, инициативность, способность к исследовательской работе ее руководителей и журналистов (ред. А.А. Фабричный, Г.А. Иванова, Э.Е. Кашин, ассистент реж. Т.Р. Клянцова) позволили организовать работу редакции промышленности, строительства и транспорта таким образом, что она стала одной из лучших в коллективе студии. Передачи: «Новое – в производстве», «Наука и технический прогресс», «Наука в Сибири», «Экран народного контроля» собирали огромную аудиторию телезрителей и считались одними из наиболее действенных и регулярных в смысле их влияния на партийную и хозяйственную общественность Новосибирска. Редакция имела широкий актив корреспондентов из числа работников научно-исселедовательских институтов, заводов и фабрик, Центра научно-технческой информации, Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов журналистов газет.
В 1970 году А.А. Фабричный создал необычную для того времени передачу - телевизионный «Клуб рационализаторов и изобретателей» и являлся ее редактором и ведущим. Только за пять лет работы клуба в телевизионный эфир вышло более 80 его выпусков. Изобретения, рационализаторские предложения, о которых рассказывалось в клубе, находили применение в отрасли народно-хозяйственного комплекса области. Передачи телевизионного клуба пользовались значительным успехом среди специалистов (в советское время она, практически, единственная в Новосибирске рассказывала о столь востребованных обществом новинках в области науки и техники). В 1972 году новосибирский телевизионный клуб рационализаторов и изобретателей был представлен на Выставке достижений народного хозяйства СССР и номинирован дипломом, а А.А. Фабричный – награжден бронзовой, а затем серебряной медалью ВДНХ СССР.
Организованная в начале 1960-х годов редакция передач для молодежи (ст. ред. Л.М, Ведищева, ред. Т.В. Вершинина (Мухина), помимо обязательных: «Вести из бригад коммунистического труда», «Бери с коммунистов пример», «Комсомольский прожектор», готовила передачи, пытаясь оправдать свое название «Наш современник».
Один раз в месяц молодежная редакция «Наш современник» выпускала в эфир передачу с одноименным названием. В ней шел рассказ об увлечениях школьников, учащихся ПТУ и студентов, о новых профессиях, о том, чем живет современная молодежь. Передача включала в себя обязательные просветительские сюжеты. На страницах этого сборника шел рассказ о поэтах, художниках, актерах, музыкантах. Игры и викторины на знание истории Новосибирска и страны, проводимые на Новосибирском телевидении впервые и привлекавшие к участию в них коллективы крупных заводов города, становились весомыми, запоминающимися событиями в жизни города.
Впоследствии в рамках программы «Современник» (реж. Т.В. Боброва, 1968-1975) готовились ответственные и интересные передачи для молодежи: серии очерков о людях труда, циклы передач «Земля моя родная», «Наш современник», «Рабочая честь», «Трудовая доблесть твоя», «Ученый комментирует проблему», «Сельская школа, вуз, специалист…», «Совершеннолетие человека», «Студенты обсуждают, спорят», «Как живешь, студент?», «Алло, мы ищем таланты», «Хоккей: проблемы, поиски», «Телематч по гимнастике «Омск-Новосибирск», «Армейский клуб «Современника». Особое место занимали передачи военно-патриотической тематики. Так, фильмы «Обелиск», «Равнение на память», «Испытание» (реж. Т.В. Боброва) были награждены дипломами ЦК ВЛКСМ и Комитета ДОСААФ на Всесоюзном фестивале телефильмов в 1975 году, показаны по Центральному телевидению и приняты к тиражированию.
Под эгидой молодежных передач шла знаменитая тогда сатирическая передача «Сию минуту» (реж. В.И. Суховерков). Она имела большой отклик в городе, так как вскрывала различные негативные, комические, отрицательные явления. На них обращало внимание телевидение и, действительно, меры принимались.
В 1977 году редакция для молодежи, детей и юношества стала лауреатом всесоюзного фестиваля в Алма-Ате, а молодежная программа новосибирцев призвана одной из лучших. Передачи и журналисты молодежной редакции (гл. ред. Л.М. Ведищева) пользовались большим успехом не только среди старшеклассников и студентов, но и среди взрослой телевизионной аудитории: «Твое свободное время», «Автограф месяца», «Нас 100000», «На разных меридианах», «Горнист, труби сбор!».
В рамках художественного вещания в начале 1960-х годов были организованы три редакции: литературно-драматических передач (ст. ред. З.В. Беспалова), музыкальных передач (ст. ред. А.И. Летинская) и кинопередач (ст. ред. Г.Н. Бровченко).
Редакцией музыкального вещания в 1960-х годов руководила выпускница Киевской консерватории А.И. Летинская. Первые музыкальные передачи «Беседы у рояля», популярные среди телезрителей, вел ректор консерватории А.Н. Котляровский. Неизменным успехом у любителей музыки пользовались передачи: «Программная симфоническая музыка», «Композиторы – лауреаты ленинской премии», концерты Духового оркестра новосибирского Дома офицеров, спектакли НГАТОиБ. В значительной степени подняли авторитет НСТ передачи с участием дирижера Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии А.М. Каца. Популярнейшая телепрограмма «Играй, гармонь!» братьев А.Д. и Г.Д. Заволокиных впервые появилась на телевизионном экране именно в Новосибирске.
В 1966 году редакцию литературно-драматических передач возглавила Г.М. Мотовилова. Большой журналистский опыт и профессиональная коммуникабельность помогли ей, сохранив приоритеты и уже существующие традиции, уделять большое внимание связям с творческим союзами города. Не случайно продолжительное время в телевизионном вещании занимали тогда спектакли новосибирских театров – «Красного факела», ТЮЗа, областного драматического. Выезжая на гастроли, литературно-драматическая редакция отражала встречи новосибирских артистов с жителями нашей области. Помимо этого по новосибирскому телевидению транслировались спектакли театров разных городов Сибири: Омска, Кемерово, Барнаула, московских: Малого театра, «Современника», театра им. Е.Б. Вахтангова, МХАТа, театра им. А.С. Пушкина и др. В студию приглашались актеры и режиссеры театров, писатели и драматурги. Глобальные темы человеческих взаимоотношений, любви и дружбы, их отражение в произведениях литературы и искусства, становились большими циклами передач литературно-драматического и молодежного вещания НСТ, находили огромный отклик среди телезрителей.
Категория: Мои статьи | Добавил: nskradiotv (10.01.2010)
Просмотров: 6851 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Александр Васильевич  
0
Однако, ошибочка в тексте. Радиус действия передатчика 80-100 километров, а не 1000 километров.

2 Impolatal  
0
Соберем для вас по сети интернет базу данных
потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
(название,телефон,факс,e-mail,имена,адреса,рода деятельности,
продукция,услуги)
Собираем Много! Быстро! Недорого!
Узнайте об этом более подробно:
Телефон +79133913837
Email: prodawez@mixmail.com
ICQ: 446444644
Skype: s.3837

1 уютный город  
0
Счетчики воды, согласование и регистрация в МУП Горводоканал Новосибирск, сантехнические работы, сантехника, санузлы, санфаянс, отпление, полотенцесуштели, кафель, ремонт санузлов, профессиональная установка водосчётчиков в Новосибирске, Установка акриловых ванн-вкладышей в старые чугунные ванны
http://santehstroi.at.ua/
299-12-69

Имя *:
Email *:
Код *: